Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

Category:

Интервью о домашнем обучении. Часть 3

1-я часть
2-я часть 

-Кто в семье еще помогает в обучении детей?

Я воспитываю детей одна. С мужем мы развелись много лет назад. Соответственно помогаю я.


-Опишите, как проходит обычный учебный день?

 Иногда я просыпаюсь и сын говорит что позанимался. Я радуюсь) Такие периоды у него бывают нередко, он всё больше понимает что чем раньше он выучит урок, тем легче ему будет дышать. Бывает, я ловлю его в состоянии, на мой взгляд работоспособном и прошу позаниматься. Большую часть времени сын учится самостоятельно. Я стараюсь находиться на подхвате-обычно я занимаюсь домашними делами в пределах видимости.

Всегда это происходит по-разному. Бывает что нет настроения ни у кого. И мы отдыхаем от учебы. Это часто связано с тем, что наша жизнь сама по себе столь насыщена впечатлениями, что сидение за тетрадкой начинает казаться чем-то из ряда вон. Если у вас с утра долгожданные гости и вы собираетесь играть в настольные игры, печь вместе пирог в первый раз, потом прогулка на велосипедах по окрестностям, потом поход в цирк или театр или музей-вы понимаете что дополнительная информация просто не влезет. И особенно остро ощущается убогость программы при сравнении с жизнью как она есть.

 

Бывает что у сына появляется какой-то интерес, связанный так или иначе с тем что проходят в школе. Я стараюсь ловить такие моменты и идти за интересом ребенка. В такое время он способен проглотить тонны информации и усвоить её отлично. Это также как с примером мечты о Париже. Одно цепляется за другое. Что такое буря? Как она происходит? Вы знаете, дети задают сотни подобных вопросов в день. И при желании, при малейшем внимании к интересу ребенка-можно ненавязчиво преподать ту информацию, которую в школе предполагается изучать из под палки. Изучая вопрос о буре можно затронуть и физику с её законами и свойства воды (это такой долгий разговор)) и вспомнить о науке метеорологии, заговорить о морях и снеге и откуда берется ветер. На любой стадии разговора вы можете отойти в тысячу и одну сторону. У вас полная свобода! Что вы хотите чтобы знал ваш ребенок? Это всё можно рассказать, начав рассказ о буре) Строение кораблей, развитие кораблестроения, живопись и живописцы, путешественники, покорившие северный полюс, путешественники вообще-кто первый? Кто самый известный? Что открыл? Какие проливы в честь его названы? Что такое пролив? А раньше думали что Земля плоская. Тут можно запросто уйти и углубиться в изучении мифологии разных народов. Опять же культура-бесконечная тема. И всё это начинается с одного вопроса. Дети хотят знать, они все время голодны. Но мы как любящие родители, готовим им вкусную еду для питания тела, а питание ума и души-почему бы не приготовить самое вкусное и для них? И возможно тогда можно будет говорить о гармонии. Тогда, одним гармоничным человеком станет больше на Земле, верящем в себя и как следствие в других. Любознательным и заражающем других своим интересом.

Для учебы нет границ. Мы учимся постоянно. Я учусь всегда. Каждый день и каждый час. Я учусь всему. И с детьми мы находимся в этом процессе. Школьная программа-это то с чем нам необходимо периодически сталкиваться, потому что это нужно по закону. Как жаль! Мы бы выучили еще больше, но наше время, посвященное освоению школьной программе, уходит в 80% случаев на понимание того как ответить по шаблону и как правильно оформить задачу. Никаких творческих решений! Нельзя вправо или влево сделать хоть шаг. За неправильное оформление снижается оценка. Знания перестают быть целью. Интерес гаснет. Учеба , благодаря школе становится совсем не тем что она есть. Учеба приравнивается к самоиздевательству. К тому что человек добровольно не хочет делать. Все что не вписывается в школьную программу и приносит удовольствие-считается второстепенным. Первым делом уроки. Нет. Я не хочу этого для моих детей. Поэтому, если брать в общем, мы занимаемся 3-4 часа в неделю именно школьными уроками. Этого хватает, чтобы усвоить то что требуется. А закрепит ли ребенок это в жизни? Обязательно, если это нужно. А если нет-значит эти знания и не нужны. Все остальное время мы просто живем и учеба неотделима от жизни. Мой старший сын умеет готовить завтрак) Для меня это такая радость) Он умеет приготовить 8 видов завтрака. Это важное умение. Это его обязанность-следить за тем чтобы утром все были сыты. Он умеет шить немного, пилить всякие деревяшки и сколачивать их потом гвоздями, получая домики и машинки. Он ездит сам на метро, ходит в магазин. Для меня это на первом месте. Я учу детей думать о чувствах других людей, говорить если им что-то не нравится, а не бросаться с кулаками сразу на собеседника. Умение быть человеком-увидеть что кому-то нужна помощь, помочь, умение слушать, умение интересно рассказывать, умение сопереживать, умение уйти в тень и побыть лидером, организовать необходимое пространство-это важно. Умение искать творческий выход из ситуации-это нужно в жизни. На самом деле знания по физике , химии и тем более чтению-это десятый вопрос в жизни, если не сотый. Можно быть необразованным человеком в смысле школьной программы, но нельзя не знать главного-как быть человеком в сути. Другими словами не грех быть невеждой, грех быть невежей. Не стыдно чего-то не знать, но если невежество главенствует, то шанс остаться в незнании увеличивается в разы. Образованность прилагается к стремлению быть просто человечным. Но не наоборот. Человечность совсем не вытекает из десятка законченных университетов. Мы можем наблюдать в истории такие перекосы, самый известный пример-Гитлер-это гениальный ум при молчащем сердце. Знание-это магическая вещь. Это опасная игрушка. Знание дает силу. Преимущество над теми, кто не знает. Чем больше информации, тем больше свободы. Да, в школе дают информацию. Но совершенно не объясняют что с ней делать и для чего она. В итоге мы получаем дедовщину школьную. Отличники-наверху, двоечники-вечные лузеры. Нельзя оценивать людей по количеству усвоенной информации. Более того-невозможно оценить знания конкретного человека. Я знаю немало бывших двоечников и троечников-это сейчас успешные люди. Просто у них были знания, которые не смогли оценить учителя. Они не вписывались в рамки представлений о том что должен знать ребенок в школе. Знание нужно для того чтобы его использовать. Знание ради знания-это потакание играм разума. Это всегда идет в ущерб другим аспектам человека. В основном страдает эмоциональная сфера. Поэтому я против того что творится в школе-торжество знания. Нет, всему своё место. Знание-это инструмент. Зачем мне тысяча инструментов? Это уже не свобода. Их нужно держать и только этим я становлюсь занята-удержать инструменты и как можно больше и дольше. Я не могу с ними работать. Я не могу сотворить что-то, с их помощью. У меня на это нет времени, если я учусь в школе. Но жизнь не такая. В жизни часто хватает небольшого чемоданчика) Необязательно быть человеком-оркестром.

Tags: английский язык, мысли, участники о себе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments