?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

1-я часть
2-я часть 

-Кто в семье еще помогает в обучении детей?

Я воспитываю детей одна. С мужем мы развелись много лет назад. Соответственно помогаю я.


-Опишите, как проходит обычный учебный день?

 Иногда я просыпаюсь и сын говорит что позанимался. Я радуюсь) Такие периоды у него бывают нередко, он всё больше понимает что чем раньше он выучит урок, тем легче ему будет дышать. Бывает, я ловлю его в состоянии, на мой взгляд работоспособном и прошу позаниматься. Большую часть времени сын учится самостоятельно. Я стараюсь находиться на подхвате-обычно я занимаюсь домашними делами в пределах видимости.

Всегда это происходит по-разному. Бывает что нет настроения ни у кого. И мы отдыхаем от учебы. Это часто связано с тем, что наша жизнь сама по себе столь насыщена впечатлениями, что сидение за тетрадкой начинает казаться чем-то из ряда вон. Если у вас с утра долгожданные гости и вы собираетесь играть в настольные игры, печь вместе пирог в первый раз, потом прогулка на велосипедах по окрестностям, потом поход в цирк или театр или музей-вы понимаете что дополнительная информация просто не влезет. И особенно остро ощущается убогость программы при сравнении с жизнью как она есть.

 

Бывает что у сына появляется какой-то интерес, связанный так или иначе с тем что проходят в школе. Я стараюсь ловить такие моменты и идти за интересом ребенка. В такое время он способен проглотить тонны информации и усвоить её отлично. Это также как с примером мечты о Париже. Одно цепляется за другое. Что такое буря? Как она происходит? Вы знаете, дети задают сотни подобных вопросов в день. И при желании, при малейшем внимании к интересу ребенка-можно ненавязчиво преподать ту информацию, которую в школе предполагается изучать из под палки. Изучая вопрос о буре можно затронуть и физику с её законами и свойства воды (это такой долгий разговор)) и вспомнить о науке метеорологии, заговорить о морях и снеге и откуда берется ветер. На любой стадии разговора вы можете отойти в тысячу и одну сторону. У вас полная свобода! Что вы хотите чтобы знал ваш ребенок? Это всё можно рассказать, начав рассказ о буре) Строение кораблей, развитие кораблестроения, живопись и живописцы, путешественники, покорившие северный полюс, путешественники вообще-кто первый? Кто самый известный? Что открыл? Какие проливы в честь его названы? Что такое пролив? А раньше думали что Земля плоская. Тут можно запросто уйти и углубиться в изучении мифологии разных народов. Опять же культура-бесконечная тема. И всё это начинается с одного вопроса. Дети хотят знать, они все время голодны. Но мы как любящие родители, готовим им вкусную еду для питания тела, а питание ума и души-почему бы не приготовить самое вкусное и для них? И возможно тогда можно будет говорить о гармонии. Тогда, одним гармоничным человеком станет больше на Земле, верящем в себя и как следствие в других. Любознательным и заражающем других своим интересом.

Для учебы нет границ. Мы учимся постоянно. Я учусь всегда. Каждый день и каждый час. Я учусь всему. И с детьми мы находимся в этом процессе. Школьная программа-это то с чем нам необходимо периодически сталкиваться, потому что это нужно по закону. Как жаль! Мы бы выучили еще больше, но наше время, посвященное освоению школьной программе, уходит в 80% случаев на понимание того как ответить по шаблону и как правильно оформить задачу. Никаких творческих решений! Нельзя вправо или влево сделать хоть шаг. За неправильное оформление снижается оценка. Знания перестают быть целью. Интерес гаснет. Учеба , благодаря школе становится совсем не тем что она есть. Учеба приравнивается к самоиздевательству. К тому что человек добровольно не хочет делать. Все что не вписывается в школьную программу и приносит удовольствие-считается второстепенным. Первым делом уроки. Нет. Я не хочу этого для моих детей. Поэтому, если брать в общем, мы занимаемся 3-4 часа в неделю именно школьными уроками. Этого хватает, чтобы усвоить то что требуется. А закрепит ли ребенок это в жизни? Обязательно, если это нужно. А если нет-значит эти знания и не нужны. Все остальное время мы просто живем и учеба неотделима от жизни. Мой старший сын умеет готовить завтрак) Для меня это такая радость) Он умеет приготовить 8 видов завтрака. Это важное умение. Это его обязанность-следить за тем чтобы утром все были сыты. Он умеет шить немного, пилить всякие деревяшки и сколачивать их потом гвоздями, получая домики и машинки. Он ездит сам на метро, ходит в магазин. Для меня это на первом месте. Я учу детей думать о чувствах других людей, говорить если им что-то не нравится, а не бросаться с кулаками сразу на собеседника. Умение быть человеком-увидеть что кому-то нужна помощь, помочь, умение слушать, умение интересно рассказывать, умение сопереживать, умение уйти в тень и побыть лидером, организовать необходимое пространство-это важно. Умение искать творческий выход из ситуации-это нужно в жизни. На самом деле знания по физике , химии и тем более чтению-это десятый вопрос в жизни, если не сотый. Можно быть необразованным человеком в смысле школьной программы, но нельзя не знать главного-как быть человеком в сути. Другими словами не грех быть невеждой, грех быть невежей. Не стыдно чего-то не знать, но если невежество главенствует, то шанс остаться в незнании увеличивается в разы. Образованность прилагается к стремлению быть просто человечным. Но не наоборот. Человечность совсем не вытекает из десятка законченных университетов. Мы можем наблюдать в истории такие перекосы, самый известный пример-Гитлер-это гениальный ум при молчащем сердце. Знание-это магическая вещь. Это опасная игрушка. Знание дает силу. Преимущество над теми, кто не знает. Чем больше информации, тем больше свободы. Да, в школе дают информацию. Но совершенно не объясняют что с ней делать и для чего она. В итоге мы получаем дедовщину школьную. Отличники-наверху, двоечники-вечные лузеры. Нельзя оценивать людей по количеству усвоенной информации. Более того-невозможно оценить знания конкретного человека. Я знаю немало бывших двоечников и троечников-это сейчас успешные люди. Просто у них были знания, которые не смогли оценить учителя. Они не вписывались в рамки представлений о том что должен знать ребенок в школе. Знание нужно для того чтобы его использовать. Знание ради знания-это потакание играм разума. Это всегда идет в ущерб другим аспектам человека. В основном страдает эмоциональная сфера. Поэтому я против того что творится в школе-торжество знания. Нет, всему своё место. Знание-это инструмент. Зачем мне тысяча инструментов? Это уже не свобода. Их нужно держать и только этим я становлюсь занята-удержать инструменты и как можно больше и дольше. Я не могу с ними работать. Я не могу сотворить что-то, с их помощью. У меня на это нет времени, если я учусь в школе. Но жизнь не такая. В жизни часто хватает небольшого чемоданчика) Необязательно быть человеком-оркестром.

__________________________________________

сайт "Свобода в образовании" с 2008 года
___________________________________________

Comments

( 42 комментариев — Оставить комментарий )
guestness
May. 6th, 2011 11:20 am (UTC)
Ах, как приятно читать, спасибо вам огромное за высказывание этих мыслей!!!
u_ksa_re
May. 6th, 2011 11:27 am (UTC)
вам спасибо за принятие!
elena_zamytkina
May. 6th, 2011 12:15 pm (UTC)
Спасибо! Про лишние знания - ох, как в точку! Если хотя бы предполагаешь, что они МОГУТ пригодиться - еще ладно. А если абсолютно уверена, что никогда не пригодятся, как объяснить ребенку, зачем это нужно выучить? Совсем засада. Вот, например, вечная загадка русского языка в моей вселенной - фонетический разбор. Зачем он? Ради чего миллионы детей долбят его несколько лет подряд? В какой жизненной ситуации он может пригодиться? У меня нет ни одного ответа.
u_ksa_re
May. 6th, 2011 12:22 pm (UTC)
да,лишней информации море-я согласна. это самое неприятное.вззять хотя бы злосчастный окружающий мир.
(no subject) - elena_zamytkina - May. 6th, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 6th, 2011 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgasabo - May. 7th, 2011 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_zamytkina - May. 7th, 2011 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgasabo - May. 8th, 2011 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_zamytkina - May. 8th, 2011 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgasabo - May. 8th, 2011 11:33 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
u_ksa_re
May. 7th, 2011 01:48 pm (UTC)
это радостно прочитать)
marta_tarskaya
May. 6th, 2011 03:05 pm (UTC)
спасибо, интересно.
Правда, никогда не встречала школьной дедовщины, где в статусе дедов были бы отличники. Обычно наоборот.
u_ksa_re
May. 7th, 2011 01:28 pm (UTC)
наоборот бывает в коллективе детском, правильно. но учителя со своей стороны делят очень четко учеников на касты. из касты двоечников трудно выбиться, а особенно троечников. тебе приклеивают ярлык мгновенно и так тебя и воспринимают. вдруг оказывается замкнутый круг. и уже не вылезти никуда из образа.
это то что сильно навевают учителя и поддерживают родители. 5-отлично! а 2-плохо. то есть отличник-он хороший, молодец. а двоечник-плохой, ленивый. и это сильно влияет на отношение к детям. я об этой дедовщине. и дети тоже часто презирают двоечников -потому что боятся. не знаю чего боятся..но я думаю это есть.
aved_va
May. 6th, 2011 05:18 pm (UTC)
Большое спасибо, что поделились своим опытом.
Очень хочется задать вот какой вопрос - как у вас при домашнем обучении и прочих больших нагрузках одинокой мамы получается работать и находить время для себя?
seromaha
May. 7th, 2011 11:07 am (UTC)
О, меня тоже это очень интересует!
(no subject) - u_ksa_re - May. 7th, 2011 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 7th, 2011 01:32 pm (UTC) - Expand
li_nconnue
May. 7th, 2011 03:32 am (UTC)
Вы прямо мои мысли высказываете, приятно знать, что кто-то так же думает:-).
Согласна с тем, что важно следовать интересам ребенка. Проблема в том, что многие родители не понимают, что под этим подразумевается. Они часто предполагают, что "интерес" - это должна быть какая-то академическая дисциплина, а если это не так, то такой интерес игнорируется. Мне одна знакомая жаловалась, что у нее ребенок "ничем не интересуется". Оказалось, что он без ума от мотоциклов. На самом деле, изучая мотоциклы, можно изучить все на свете: физику, химию, историю, географию, даже просто само чтение книг о мотоциклах, по меньшей мере, увеличит у ребенка словарный запас.
u_ksa_re
May. 7th, 2011 01:53 pm (UTC)
да-да! про интерес-это точно!!!
на самом деле это ведь штамп , который формируется-если тебя что-то интересует-это неполезно и не нужно. потому что это нельзя обозвать предметами в школе.
действительно то что интересно, обычно связано со многими сферами плотно. но на это не обращается внимание. и это грустно очень.

например только сейчас до меня стало доходить то что мои прогулы в школе проходили в библиотеке. я там прогуливала уроки. читала книги по искусству и религиям, а мне это ставили в противовес-мол, это ненужное, пустое. и для меня это выросло в нечто запретное-мой интерес. и таких интересов было много-на которые взрослые реагировали просто-лучше бы уроки учила. то есть полное отрицание всего что не не касается школьной программы.
ekatko
May. 7th, 2011 05:43 am (UTC)
Вы не бросайтесь сразу, а ответьте по существу, пожалуйста. Я спрашиваю потому, что ищу для себя ответ. Если ребёнок учится в школе, разве нельзя следовать его интересам, ходить в библиотеки, театры и на выставки? Получается, что при ДО такое возможно, а при школьном обучении - никак, как будто родители сдадут ребёнка в школу и забудут о нём. Совмещать разве не реально?
Буду признательна за ответы!
li_nconnue
May. 7th, 2011 05:08 pm (UTC)
На самом деле после 8 часов в школе плюс 2 часа на домашнюю работу, у ребенка не так уж много времени остается для своих интересов. И в реальной жизни это не так как в школе, "сегодня с 10 до 11 у тебя изучение интересов", для того чтобы развить свой интерес необходимо время, которого у школьника просто нет.
(no subject) - u_ksa_re - May. 7th, 2011 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aphika - May. 7th, 2011 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_radost - May. 9th, 2011 08:41 pm (UTC) - Expand
olgasabo
May. 7th, 2011 08:21 pm (UTC)
Спасибо, очень понравилось, как Вы написали, особенно о причинах, по которым Вы выбрали дом. обучение.
Сам процесс обучения у нас отличается от Вашего (естественно, потому что и дети разные), но было интересно прочитать. Может, с возрастом такая учеба под настроение и будет у нас учебой, а не бардаком :-)
А как Ваш сын проходит школьную аттестацию? не возникают психологические проблемы при этом (оттого, что тут сплошные ограничения, не то что дома)?
u_ksa_re
May. 7th, 2011 08:39 pm (UTC)
"А как Ваш сын проходит школьную аттестацию? "
Раз в полгода мы приходим в школу и сдаем зачеты по предметам.

"не возникают психологические проблемы при этом (оттого, что тут сплошные ограничения, не то что дома)?"
проблемы бывают порой неслабые. например, так было с английским в этом году. сын просто наотрез отказался его учить, хотя до этого год увлеченно бегал и хвастался что он уже выучил алфавит, писал немного-для него английский был интересен очень. а с учебником интерес сразу же завял. мгновенно. и ребенок сидел и рыдал просто час, потому что не понимал того что там обязательно выучивать..не получались у него звуки разные..про артикли не понимал. или к примеру там про глаголы и существительные началось раньше даже чем они это по русскому прошли! ну вобщем я все это дело отложила после месяца мучений. а вот в мае-ребенок отошел вдруг и опять вернулся к тому что было, снова интересуется. я под шумок пытаюсь и учебную программу как-то запихать сюда. он чаще всего конечно сразу потухает, но по немногу движемся в итоге. хотя это все грустно. у него же есть интерес-я вижу, и чуть-чуть не совпадает по школьной программе по темпам. из-за этого столько нервов-такие глупости!(

а в остальном-он спокойно приходит и сдает все. потому что программу мы все-таки осваиваем-знаем же что придется сдавать. просто я стараюсь не тюкать за то что не считаю важным. вижу что исправляет много ребенок-ну и ладно. главное-сам находит ошибку. да и какая разница..эти исправления..давно уже все на печатный текст перешли. сотрет ошибку и никто не увидит)))))если это все-таки для жизни знания. я уверена что всё у него получится со временем и с практикой.
(no subject) - marta_tarskaya - May. 8th, 2011 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 8th, 2011 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strix_ru - May. 13th, 2011 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 13th, 2011 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgasabo - May. 8th, 2011 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 8th, 2011 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_radost - May. 9th, 2011 08:46 pm (UTC) - Expand
aphika
May. 7th, 2011 11:47 pm (UTC)
Спасибо за такой искренний и подробный рассказ! Очень многое нам полезно.
u_ksa_re
May. 8th, 2011 01:51 pm (UTC)
здорово что полезно)
olgapisaryk
May. 10th, 2011 04:08 am (UTC)
Я добавлю тэг English, чтобы комментарии не выносить отдельно.
so_much_happy
May. 12th, 2011 10:07 pm (UTC)
спасибо! мне очень близка Ваша позиция и нравится подход к донесению знаний, но... как быть, если маму (меня) школа с универом научили прежде всего эмитировать знания... вот не знаю я, откуда берется ветер, какие где проливы и еще безмерную кучу всего ((( это же оперативно выдавать надо, а не с википедией постоянно открытой ходить. поделитесь пожалуйста соображениями
u_ksa_re
May. 14th, 2011 08:03 am (UTC)
скажите пожалуйста, что случится страшного, если вы будете с постоянно открытой википедией ходить?
(no subject) - svetlada - May. 22nd, 2011 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - u_ksa_re - May. 23rd, 2011 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlada - May. 24th, 2011 03:41 am (UTC) - Expand
( 42 комментариев — Оставить комментарий )

Теги - метки

Дружественные сообщества и проекты

Сообщество "Сольные роды"

За последний месяц

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com