Мамина радость (m_radost) wrote in freeedu,
Мамина радость
m_radost
freeedu

Category:

Лев Толстой

Наверняка все слышали о его школе в Ясной Поляне. А вот какая она была?
Оказывается он был сторонником и практиком свободного образования!

Вот что мы узнаем из Википедии:

"Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрос­лые с их «фальшивой» культурой, Л.Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы."
"Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих."

"Образование – свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л.Н. Толстой писал: " Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного"....
...Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа).Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения.Сознательное усвоение знаний.Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте."

"Л.Н. Толстой писал:" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию". " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Советы учителям.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
Урок должен быть соразмерен силам ученика"

Сейчас читаю сборник его цитат составленный в 1928 году. С точки зрения советской педагогики его школа была "анархической", не подходящей для пролетария, для массового обучения.

А еще набрела на педагогическую библиотеку http://ushinskiy.ru/
У меня нет педагогического образования, но уж очень интересно! Может быть посоветуете, кого еще почитать?
Tags: мысли, свободное образование, ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments