Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

Categories:

Кен Уилбер-мировоззрение детей с 7-ми до 11-14 лет

Точка опоры 4: рождение ролевого «я»

 В: Хорошо, итак, мы переходим к точке опоры 4. К основной структуре, которую вы называете разумом «правила/роли».

КУ: Да. Это примерно то же самое, что Пиаже назвал конкретно-операциональным сознанием («коноп»), которое появляется в возрасте около 6—7 лет и доминирует в сознании примерно до возраста 11—14 лет. «Конкретно-операциональное сознание» звучит очень сухо, но у него очень богатые, мощные возможности. Оно обладает способностью формировать умственные правила и сознательно принимать иные роли. И это очень важно — ребенок, наконец, учится принимать на себя роль другого.

Есть известный эксперимент, проведенный Пиаже и Инхельдером, который впервые позволил очень ясно определить этот феномен. Я приведу вам его упрощенную версию. Если вы возьмете шар, выкрашенный красным с одной стороны и зеленым с другой, поместите его между собой и ребенком, а затем зададите ребенку два вопроса: «Какой цвет ты видишь?» и «Какой цвет вижу я?», дети на предыдущей стадии ответят на оба вопроса одинаково. Таким образом, если ребенок будет смотреть на зеленую сторону, то он правильно скажет, что он видит зеленый, но он также скажет, что вы тоже видите зеленый цвет. Он не знает, что вы видите другую, красную сторону. Он не может встать на ваше место или попытаться увидеть мир вашими глазами. Ребенок все еще замкнут в рамках своей собственной точки зрения, которая еще очень эгоцентрична, очень доконвенциональна.

Но на конкретно-операциональной стадии ребенок совершенно правильно скажет: «Я вижу зеленый цвет, а вы видите красный». На данном этапе развития ребенок может принять роль другого. И это огромный шаг на пути к глобальному, на пути к тому, чтобы быть способным понять точку зрения целого мира. Ребенок идет в правильном направлении, он начинает понимать, что его точка зрения — не единственная в мире!

Поэтому вся его моральная позиция целиком меняется с эгоцентричной или доконвенциональной на конвенциональную и часто довольно конформистскую — «хорошо то, что одобряет мама или друзья». Следующая стадия изменения морали по Колбергу — «стадия закона и общественного порядка», или, согласно Левингеру, «сознательный конформизм»

Сознание правила/роли — это способность, которая начинает развиваться у детей возраста около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребенок начинает понимать, что он или она — это не только тело с его импульсами и желаниями, но также и социальное существо, член коллектива.

Поэтому «я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, и поэтому, как вы можете видеть в колонке Левингер, самоидентификация на данном этапе — это конформист. И, по той же самой причине, главная потребность «я» ребенка на этом этапе — потребность в принадлежности к группе, которую вы можете видеть в колонке Мэслоу. Аморальная позиция «я» на данном этапе состоит просто в поиске одобрения со стороны других, и это вы можете найти в колонке Колберга.

Точка опоры 4 (продолжение): Социальные описания жизни

 В: Другими словами, точка опоры 4.

КУ: Да. На данном этапе для меня становится крайне важным не то, насколько я соответствую своим импульсам, а то, насколько я соответствую своей роли или ролям, своей группе, группе друзей-одногодок, или, в более широком масштабе, как я соответствую законам и нормам поведения своего государства, своего народа. Я теперь могу брать на себя роль другого, и то, как я соответствую этой роли, является крайне важным. Я еще раз подвергся децентрации, снова преодолел очередной уровень и обладаю пониманием того, что мое эго — не единственное эго во Вселенной.

Эта социоцентрическая позиция является важным преобразованием, или парадигмальным сдвигом, предыдущих ярко выраженных эгоцентрических позиций первых трех точек опоры. Но обратите внимание: в точке опоры 4 забота и участие расширяются от масштабов «я» до группы — но не далее! Если вы принадлежите моей группе, то есть моему племени, моей мифологии, моей идеологии, тогда вы также «спасены». Но если вы принадлежите другой культуре, другой группе, другой мифологии, поклоняетесь другому богу, тогда вы прокляты.

Такая позиция, ставящая общество в круг основных приоритетов, все еще очень этноцентрична: забота и участие ограничены рамками моей культуры и моей группы, и за их пределы не распространяются.

Поэтому я называю эту конвенциональную или социоцентрическую позицию термином мифическая принадлежность. Мировоззрение точки опоры 4 все еще является мифологическим, и, следовательно, забота и участие распространяются только на людей, принадлежащих к той же самой мифологии, той же самой идеологии, той же самой расе, той же самой вере, той же самой культуре — но не далее. Если вы участник моего мифа, то вы — мой брат, моя сестра. В противном случае вы можете убираться к черту.

Другими словами, я могу децентрироваться от моего эго к моей группе, но я не могу выйти за пределы своей группы. Моя группа — единственная группа во Вселенной. Я еще не могу перейти от социоцентрической и этноцентрической позиции к подлинно космополитичной, универсальной или глобальной точке зрения — к децентрированной, универсальной, плюралистической позиции. Но шаг за шагом я продвигаюсь в этом направлении! Я нахожусь на пути к глобальному, и каждая стадия этого путешествия отмечена уменьшением эгоцентризма и нарциссизма, преодолением более мелочного и раскрытием глубины. Децентрирование, преодоление, уменьшение эгоцентризма — так много слов для одного И того же явления, одного и того же телоса развития.


В: Значит, развитие заключается в непрерывном уменьшении эгоцентризма?

КУ: Да, в непрерывном децентрировании. Говард Гарднер дает прекрасный обзор исследований в этой области, и я хочу прочитать вам короткую цитату из его работы.

Он начинает с указания на тот факт, что развитие вообще отмечено «снижением эгоцентризма». Он пишет: «Маленький ребенок полностью эгоцентричен, это не означает, что он эгоистично думает только о себе, наоборот, что он совершенно не способен к размышлениям. Эгоцентричный ребенок не способен отделить себя от остальной части мира; он не отделяет себя от других или от объектов мира. Таким образом, он чувствует, что другие разделяют его боль или его удовольствие, что его бормотание будет всегда понятно, что его точку зрения разделяют все люди, что даже животные и растения являются его собеседниками. Во время игры в прятки он «спрячется» для всех людей, потому что его эгоцентризм не дает ему возможности признать, что другие знают о его местоположении. Все развитие человека можно рассмотреть как постоянное уменьшение доли эгоцентризма в сознании...»

В: Так нарциссизм или эгоцентризм наиболее ярко выражены в точке опоры 1, а затем его доля постоянно уменьшается?

КУ: Да, точно. Поскольку разделение — самая первая способность сознания, самовлюбленность — его самое худшее качество! Этот эгоцентризм уменьшается, когда личность младенца переходит от физиоцентрической стадии к биоцентрической, то есть от точки опоры 1 к точке опоры 2. Ребенок уже не рассматривает физический мир как продолжение себя, потому что физическое «я» и физический мир теперь разделены.

Но эмоциональное «я» и эмоциональный мир еще не разделены, и поэтому весь его эмоциональный мир для него является продолжением «я»: эмоциональный нарциссизм переживает пик своего развития. Биоцентрическое или экологическое «я» точки опоры 2 все еще является, таким образом, глубоко эгоцентрическим. Что чувствует ребенок, то чувствует и мир.

Этот нарциссизм уменьшается еще раз с появлением концептуального «я» (точка опоры 3). Личность все еще не может брать на себя роль другого, поэтому «я» по-прежнему в значительной степени нарциссично, доконвенционально и эгоцентрично.

 

Tags: мысли, теория
Subscribe

  • Скидка на Учи.ру

    Добрый день! Кто ещё не совершил покупку на Uchi.ru можете воспользоваться промокодом на дополнительную 20% скидку AAWQ97W7 Всё работает, проверили

  • Посоветуйте познавательные фильмы

    Здравствуйте) посоветуйте пожалуйста познавательные фильмы для девочек 10 и 12 лет. Очень нужно скрасить часы ожидания с пользой.

  • перельман для 6-8 летки

    Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, кто знаком - какие книги Перельмана были бы интересны и доступны пониманию 6-8 летки? Спасибо!!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments