Хачатурьян Леонид Петрович (le_hach) wrote in freeedu,
Хачатурьян Леонид Петрович
le_hach
freeedu

Categories:

Моё отношение к семейному образованию

Вчера прошла замечательная во многих отношениях встреча "про анскулинг" в Сокольниках, в ходе которой я еще раз убедился в важности обсуждения подобных "общих" вопросов. Если что-то удается формулировать на уровне философского осмысления, то многие другие вопросы решаются почти автоматически. Не знаю, как к этому отнесутся модераторы и участники сообщества, но я попробую.

Можно рассматривать СО в узком смысле, как индивидуальный выбор формы получения образования. Можно относиться к СО как к сверхиндивидуальному, социально-значимому явлению. Здесь я тезисно обозначаю этот взгляд на семейное образования как на предмет для социальной философии.

По естеству, здравому смыслу и даже по закону родители являются ответственными за ребёнка, в частности, за его обучение и воспитание. На деле родители зачастую бывают рады переложить эти функции на школу. При этом и по естеству, и по закону ответственность за детей остается на родителях. Семейное образование это общественная декларация родителей о своей обязанности и своём праве образовывать своих детей, о возобладании разума в сфере образования, когда ответственность совмещается с возможностью её реализации на деле.

Ни для кого не секрет, что львиная доля образовательного пространства в нашей стране занято государственной школой, которая по-существу (но не по закону) является монополистом со всеми вытекающими из этого последствиями. Причем, монополистом агрессивным, стремящимся захватить всё образовательное пространство без остатка. Семейное образование это противовес монополизму государственной школы, создающий ему реальную и потенциально мощную конкуренцию. Это воление родителей не прогибаться под давлением Левиафана.

С принятием нового закона об образовании родители имеют очень мало возможностей влиять на то, что происходит внутри школы. Государство и школа фактически захватили право определять образовательные практики, причем, за нехваткой иной убедительности, почти всегда в форме прямого диктата. Семейное образование это возможность ухода от школьного диктата, поиска и использования иных, лучших образовательных практик, свободного выстраивания эффективного образования.

Последствия нашей деятельности и самого нашего существования, хотим мы этого или нет, выходят далеко за пределы одной конкретной семьи и оказывают влияние на всё общество. С разумных государственных и общественных позиций наша деятельность – безусловное благо. Окружающая действительность не является царством разума, увы.

По сему, я отношусь к своему выбору семейного образования не просто как к личному выбору способа обучения своих детей, но и как к важной социальной миссии, несущей разум и волю в наше замороченное общество. Я не стремлюсь уйти в семейное образование как улитка в раковину и спрятаться в нём от несовершенства окружающего мира. Я постоянно ищу возможности влиять на государство и школу, остаюсь с ними в контакте, пусть даже в конфликтной форме, если к иной форме они сейчас не готовы.

Для меня семейное образование в узком смысле это только начальная форма образовательной деятельности, стартовая площадка, с которой можно выстраивать умные и действительно эффективные образовательные технологии, идущие не от государственной целесообразности или школьного корпоративного эгоизма, а от действительных потребностей людей. Для меня семейное образование это одновременно и пространство культуры, и совещательный форум, и лаборатория для поиска, и выставка достижений.

Семейное образование – не резервация для маргиналов, а собрание лучших и избранных. Нельзя замыкаться в себе, нельзя пугаться и останавливаться. Иначе прийдёт Левиафан.

Леонид Петрович Хачатурьян, социальный философ
Tags: личный опыт
Subscribe

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…