Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

Про возраст.

Здравствуйте. В этом году в августе сыну будет 6,9 лет. Идти на СО мы окончательно решили только пару месяцев назад. До этого планировали в сильную школу и в 7,9 лет. Потому как вроде чем позже в школу, тем лучше.
А теперь встал вопрос, как быть с СО.
Читаем-считаем (сейчас вот по инициативе сына в таблицу умножения по Зайцеву играем) Но все это не важно для реальной школе, там главное другое.
А как дела обстоят в этом случае на СО? Ждать еще год, важен ли этот год?
Поделитесь опытом и мыслями по этому поводу, пожалуйста.

Умственное воспитание (статья 1915 г)

В журнале для хозяек за 1915 г приведена статья В. Петровского о развитии детей. Мне она показалась очень актуальной, поэтому решила ее здесь разместить.

1. Понятие и психологические основы умственного развития

Развитие умственных способностей человека совершается в двух направлениях – в сторону 1) материального развития, состоящего в накоплении знаний, в виде ясных и точных представлений, т. е. в приобретении того материала, над которым человек может производить некоторую умственную работу; и 2) формального развития или приобретения способности производить эту самую работу, перерабатывать и анализировать умственный материал и придавать ему известную форму, т. е. мыслить.

Иначе говоря, эти два направления умственного развития составляют как бы его количественную и качественную стороны.

Истинное умственное развитие должно пониматься не как количество знаний, а как свобода и легкость, с какою эти знания приходят на ум. Проф. Каптерев указывает, что «формальное развитие есть не что иное, как высшая степень материального развития, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на более высокую ступень работоспособности человека».

Тем не менее, в основе умственного развития должно неизбежно лежать материальное развитие, так как формальное развитие неотделимо от материального и проявляется только на последнем; каждая ступень материального развития дает и ступень формального.

Collapse )
Оригинал взят у book_palace в "Журналъ для хозяекъ" 1-го апреля 1915 г.

Формат: PDF.
Размер: 192.32 Mb.
Программы для чтения файла: Adobe Acrobat, Adobe Reader.

Чтобы скачать, нажмите на картинку справа.

Если подросток не хочет учиться

У нас в сообществе как-то поднимался вопрос о том, что дети в средних классах вдруг перестают заниматься, не хотят книг читать, апатия и безразличие к занятиям. У нас тоже эта проблема зреет. Нет, они еще учатся из-за послушания или  потому, что не хотят лишиться компьютерных игр. Но ведь это не выход. Меня это не устраивает. Я думаю, вот отмени все уроки, дай детям свободу, что они выберут делать? Компьютерные игры онлайн. Хоть весь день будут сидеть, не устанут. А что делать, чтобы что-то изменилось. Чтобы "взялись за ум"?
Нашла в сети вот такую статью. Если не брать во внимание чисто  "школьные" проблемы, то, что вы думаете об этой статье? Очень хотелось бы ваше мнение услышать.

Прописи

Очень удивила одна вешь. Не помню, чтобы к меня было такое в 8-ми летнем возрасте.
Я тут писала про прописи и обучение письму. С прашивала как, да что.
учИли,учИли
Тут моя детя написал на нелинованом листке всё,что хотел. ПОТОМ взял линейку и то, что написано разлиновал (на строчки типа разделил), понял что пишет не ровно (потер лапками).
Взял обычную пропись (с которой мы бегали за ним долго объясняли, что так удобнее) и начал в ней слова выписывать.
Даже почерк, какой-никакой проглядывается.
Вот теперь не знаю! Мешали мы ему больше или помогали.
Ох уж мы ВЗРОСЛЫЕ!
Лира и медведь

Ричард Фейнман: удовольствие делать открытия

Ричард Филлипс Фейнман (Файнман) — выдающийся американский физик. Лауреат Нобелевской премии, один из создателей квантовой электродинамики и атомной бомбы.
Здесь рассказывает  о том, как его воспитывал отец, как формировал его отношение к обучению, как учил учиться. Не проходите мимо, это ценнейшее интервью. Для меня -это практически готовая модель того, КАК давать знания.


strix

Психологические кабинетные ролевые игры

Как раз много что-то в сети в последнее время всяких сообщений, обсуждений и холиваров по поводу недостатка общения, социализации для детей на домашнем обучении, и копья ломаются в спорах о возможности \ невозможности научиться сотрудничать, уметь спорить, добиваться своего, находить выход из сложившей психологической ситуации, и прочая, прочая, кто что считает важным, и кто почему не может без школьного коллектива увидеть другие пути «развития важных качеств человека».

Как один из возможных путей решения вдруг возникшей проблемы умения применять разные стратегии в произвольно выбранном обществе :) или просто навыков коммуникации и т. д., хочу поделиться интересным местом, где побывал мой старший сын, 13 лет, это клуб (?) психологических ролевых игр. Ссылка на приглашение
Это можно найти или устроить в любом городе, нужны некие специфические знания и навыки, и умелая психологическая оценка ситуации главным — Мастером игры.
Collapse )
Лира и медведь

Кен Уилбер-мировоззрение детей с 7-ми до 11-14 лет

Точка опоры 4: рождение ролевого «я»

 В: Хорошо, итак, мы переходим к точке опоры 4. К основной структуре, которую вы называете разумом «правила/роли».

КУ: Да. Это примерно то же самое, что Пиаже назвал конкретно-операциональным сознанием («коноп»), которое появляется в возрасте около 6—7 лет и доминирует в сознании примерно до возраста 11—14 лет. «Конкретно-операциональное сознание» звучит очень сухо, но у него очень богатые, мощные возможности. Оно обладает способностью формировать умственные правила и сознательно принимать иные роли. И это очень важно — ребенок, наконец, учится принимать на себя роль другого.

Есть известный эксперимент, проведенный Пиаже и Инхельдером, который впервые позволил очень ясно определить этот феномен. Я приведу вам его упрощенную версию. Если вы возьмете шар, выкрашенный красным с одной стороны и зеленым с другой, поместите его между собой и ребенком, а затем зададите ребенку два вопроса: «Какой цвет ты видишь?» и «Какой цвет вижу я?», дети на предыдущей стадии ответят на оба вопроса одинаково. Таким образом, если ребенок будет смотреть на зеленую сторону, то он правильно скажет, что он видит зеленый, но он также скажет, что вы тоже видите зеленый цвет. Он не знает, что вы видите другую, красную сторону. Он не может встать на ваше место или попытаться увидеть мир вашими глазами. Ребенок все еще замкнут в рамках своей собственной точки зрения, которая еще очень эгоцентрична, очень доконвенциональна.

Но на конкретно-операциональной стадии ребенок совершенно правильно скажет: «Я вижу зеленый цвет, а вы видите красный». На данном этапе развития ребенок может принять роль другого. И это огромный шаг на пути к глобальному, на пути к тому, чтобы быть способным понять точку зрения целого мира. Ребенок идет в правильном направлении, он начинает понимать, что его точка зрения — не единственная в мире!

Collapse )